Если в течение долгого времени думать о Радхе, Кришне и Их играх, можно полностью очиститься от материальной скверны и перенестись в духовный мир. Там душа получает возможность служить Радхе и Кришне в образе одной из гопи.
Шри Чайтанья Чаритамрита, Мадхья-лила, глава 8, стих 229
Все эти истины не предназначены для широкой публики. Но если их не раскрыть, о них никто не узнает. Поэтому я лишь упомяну о них и раскрою самую суть, чтобы любящие Кришну преданные смогли в них разобраться, а глупцы не поняли ни слова.
Кришнадас Кавирадж Госвами,
Шри Чайтанья Чаритамрита,
Ади-лила, глава 4, тексты 231-232
Ещё один секрет успеха состоит в том, что если человека слишком сильно беспокоит половое желание, он должен думать об играх Господа Кришны с гопи, и тогда он забудет о своих сексуальных позывах. Думать об играх Кришны с гопи — но не пытаться им подражать.
Письмо Шрилы Прабхупады Хаягриве, 8 ноября 1968
Все наставления сводятся к следующему: необходимо все время — двадцать четыре часа в сутки — сосредоточенно повторять божественное имя Кришны и воспевать Его трансцендентный облик, качества и вечные игры, постепенно занимая этой деятельностью свой язык и ум. Всегда памятуя о святом имени, облике, качествах и вечных играх Кришны, человек должен жить во Врадже и служить Кришне под руководством преданных. Необходимо идти по стопам преданных, которые очень дороги Кришне и глубоко привязаны к преданному служению Ему.
Рупа Госвами, «Упадешамрита»
Шрила Прабхупада, «Нектар наставлений», текст 8
С духовной точки зрения святое место, называемое Матхурой, важнее Вайкунтхи, трансцендентного мира, так как именно в Матхуре явился Господь. Важнее Матхура-Пури — трансцендентный лес Вриндаван, потому что в нем Кришна явил раса-лилу. Еще более важное положение, чем Вриндаван, занимает холм Говардхана, поскольку Шри Кришна проводил на Говардхане разнообразные любовные игры и поднял его Своей божественной рукой. Однако ничто не сравнится с великолепной Шри Радха-кундой, ибо из нее через край льется ароматный нектар премы Властелина Гокулы, Шри Кришны. Так какой же разумный человек, зная это, откажется служить божественной Радха-кунде, расположенной у подножия холма Говардхана?
Рупа Госвами, «Упадешамрита»
Шрила Прабхупада, «Нектар наставлений», текст 9
В шастрах сказано, что из всех, кто занимается кармической деятельностью, Кришна особо выделяет тех, кому известны высшие ценности жизни. Из множества таких гьяни, людей, постигших высшую мудрость, тот, кому его знания помогли получить освобождение, обращается к преданному служению. Он стоит выше остальных гьяни. Однако его превосходит тот, кто действительно обрел прему, чистую любовь к Кришне. А самыми возвышенными из всех великих преданных являются гопи, которые всегда и во всем полагаются на Кришну, трансцендентного пастушка. Из всех гопи Кришна больше всего любит Шримати Радхарани, и Ее кунда [озеро] так же дорога Ему, как и Сама Радхарани. Кто же откажется поселиться на Радха-кунде и в духовном теле, исполненном экстатических эмоций (апракрита-бхавы), с любовью служить Божественной Чете, Шри Шри Радхе-Говинде, ежедневно совершающей Свою ашта-калия-лилу [вечные игры, которые проходят в каждую из восьми частей суток]? Те, кто занимается преданным служением на берегах Радха-кунды, — поистине, счастливейшие люди во вселенной.
Рупа Госвами, «Упадешамрита»
Шрила Прабхупада, «Нектар наставлений», текст 10
Из многих излюбленных объектов наслаждения и из всех привлекательных девушек Враджабхуми, конечно же, наиболее дорога Кришне и наиболее любима Им Шримати Радхарани. По словам великих мудрецов, столь же дорога Ему и Ее божественная кунда. Безусловно, берегов Радха-кунды редко достигают даже великие преданные; еще труднее достичь ее обыкновенным преданным. В том, кто хотя бы раз искупался в ее священных водах, пробуждается чистая любовь к Кришне.
Рупа Госвами, «Упадешамрита»
Шрила Прабхупада, «Нектар наставлений», текст 11
Если человек поклоняется Кришне, избрав путь спонтанной любви, то, придя во Вриндаван, он обретет покровительство Враджендра-Нанданы, сына Махараджи Нанды.
Шри Чайтанья Чаритамрита,
Мадхья-лила, глава 8, текст 221
Во Вриндаване под древом желаний стоит храм из самоцветов, где на сверкающем троне восседают Шри Шри Радха-Говинда и Им служат Их самые доверенные слуги. Я с глубоким смирением склоняюсь перед Ними.
Шри Чайтанья Чаритамрита,
Ади-лила, глава 1, текст 16
Чистая любовь к Кришне вечно обитает в сердцах живых существ. Она не относится к категории вещей, получаемых извне. Когда сердце очищено слушанием и воспеванием, эта любовь пробуждается сама собой.
Шри Чайтанья Чаритамрита,
Мадхья-лила, глава 22, текст 107
Чтобы постичь величие любви Шримати Радхарани, чтобы познать, какими качествами Шри Кришны наслаждается благодаря Своей любви Она одна, а также чтобы изведать ту радость, которую Она черпает в Его любви, — Кришна проникся настроением Радхарани и явился в этот мир из лона Шримати Шачи-деви, как некогда луна возникла из глубин океана.
Шри Чайтанья Чаритамрита,
Ади-лила, глава 1, текст 6
Садху — это Мое сердце, и в их сердцах — Я и только Я. Они не знают никого, кроме Меня, и потому Я признаю Своими лишь их одних».
Шри Чайтанья Чаритамрита,
Ади-лила, глава 1, текст 62
ман-мана̄ бхава мад-бхакто
мад-йа̄джӣ ма̄м̇ намаскуру
ма̄м эваишйаси йуктваивам
а̄тма̄нам̇ мат-пара̄йан̣ах̣


Всегда думай обо Мне, стань Моим преданным, выражай Мне почтение и поклоняйся Мне. Полностью сосредоточенный на Мне, ты непременно придешь ко Мне.
Бхагавад Гита, глава 9, стих 34
анарадхйа радха-падамбходжа-ренум
анашритйа врндатавим тат-паданкам
асамбхашйа-тад-бхава-гамбхира-читтан
кутах шйама-синдхо расасйавагахах


«Возможно ли погрузиться в океан Шьяма-расы, никогда не поклоняясь пыли с лотосных стоп Шри Радхи? Не принимая прибежища у Шри Вриндавана, хранящего память о Её играх и следы Её лотосных стоп? Никогда не служа преданным, чьи сердца полны Её глубоких настроений? Это невозможно».
Рагхунатх дас Госвами,
«Сва-санкалпа-пракаша-стотра», 1
«Бескорыстная любовь к Кришне подобна океану счастья. Даже одной капли из этого океана достаточно, чтобы затопить весь мир. Говорить вслух о такой любви к Кришне не подобает, однако безумец не может молчать. В то же время, когда он говорит, никто ему не верит».
Шри Чайтанья Чаритамрита,
Мадхья-лила, глава 2, текст 49
кам̇ прати катхайитум ӣш́е
сампрати ко ва̄ пратӣтим а̄йа̄ту
го-пати-танайа̄-кун̃дже
гопа-вадхӯт̣ӣ-вит̣ам̇ брахма


«Кому мне сказать и кто мне поверит, что Верховная Личность Бога, Кришна, подстерегает гопи в рощах на берегу Ямуны? Так Кришна являет Свои игры».
Шри Чайтанья Чаритамрита,
Мадхья-лила, глава 19, текст 98
викрӣд̣итам̇ враджа-вадхӯбхир идам̇ ча вишн̣ох̣
ш́раддха̄нвито 'нуш́р̣н̣уйа̄д атха варн̣айед йах̣
бхактим̇ пара̄м̇ бхагавати пратилабхйа ка̄мам̇
хр̣д-рогам а̄ш́в апахинотй ачирен̣а дхӣрах̣


«Трансцендентно невозмутимый человек, который с верой и любовью постоянно слушает, как осознавшая себя душа рассказывает о том, что делал Кришна во время танца раса с гопи, или сам описывает это, способен обрести трансцендентную преданность лотосным стопам Кришны. Это помогает ему быстро и полностью избавиться от всех похотливых материальных желаний и так излечиться от болезни сердца, которой страдают все материалистичные люди».
Шримад-Бхагаватам,
Песнь 10, глава 33, стих 39
ваидхи-рагануга-марга-бхедена парикиртитах
двивидхах кхалау бхаво
'тра садханабхинивешабхах

«Настроения и методы в ваидхи и рагануга бхакти не могут быть смешанны и практиковаться одновременно. Несомненно, что практика этих разных видов садхана бхакти приносит такие же разные плоды – две разные бхавы».
Шрила Рупа Госвами,
Бхакти-расамрита-синдху, 1.3.7
сакала джагате море каре видхи-бхакти
видхи-бхактйе враджа-бха̄ва па̄ите на̄хи ш́акти

аиш́варйа-джн̃а̄нете саба джагат миш́рита
аиш́варйа-ш́итхила-преме на̄хи мора прӣта

аиш́варйа-джн̃а̄не видхи-бхаджана карийа̄
ваикун̣т̣хаке йа̄йа чатур-видха мукти па̄н̃а̄


«Повсюду в мире люди почитают Меня согласно букве священных писаний. Но одного лишь следования правилам и предписаниям недостаточно, чтобы полюбить Меня так, как Меня любят Мои преданные во Врадже. Зная о Моих богатствах, весь мир взирает на Меня с благоговением и почтением. Однако преданность, ослабленная таким благоговением, не привлекает Меня. Тот, кто в благоговении служит Мне, следуя предписаниям шастр, достигает мира Вайкунтхи и обретает один из четырех видов освобождения».
Шри Чайтанья Чаритамрита,
Ади-лила, глава 3, тексты 15-17
ра̄гамайӣ-бхактира хайа 'ра̄га̄тмика̄' на̄ма
та̄ха̄ ш́уни' лубдха хайа кона бха̄гйава̄н


«Преданное служение, состоящее из раги [глубокой привязанности], называется рагатмикой, спонтанным любовным служением. Если преданный жаждет достичь такого положения, его следует считать счастливцем».
Шри Чайтанья Чаритамрита,
Мадхья-лила, глава 22, текст 152
лобхе враджа-ва̄сӣра бха̄ве каре анугати
ш́а̄стра-йукти на̄хи ма̄не — ра̄га̄нуга̄ра пракр̣ти


«Если человек идет по стопам обитателей Вриндавана, влекомый такой духовной жадностью, ему нет дела до установлений или объяснений шастр. Такова природа спонтанной любви».
Шри Чайтанья Чаритамрита,
Мадхья-лила, глава 22, текст 153
вира̄джантӣм абхивйакта̄м̇
враджа-ва̄си-джана̄дишу
ра̄га̄тмика̄м ануср̣та̄
йа̄ са̄ ра̄га̄нугочйате


«Спонтанное преданное служение ярко проявляется в обитателях Вриндавана. Преданное служение, которое подобно их преданному служению, называется рагануга-бхакти, преданным служением, следующим за спонтанным любовным служением».
Шри Чайтанья Чаритамрита,
Мадхья-лила, глава 22, текст 154
кр̣шн̣ам̇ смаран джанам̇ ча̄сйа
прешт̣хам̇ ниджа-самӣхитам
тат-тат-катха̄-раташ́ ча̄сау
курйа̄д ва̄сам̇ врадже сада̄


«Преданный должен всегда размышлять о Кришне и избрать [своим идеалом] одного из дорогих Кришне преданных во Вриндаване. Он должен постоянно слушать рассказы об этом слуге Кришны и его любовных взаимоотношениях с Кришной. Следует поселиться во Вриндаване, а если физически это невозможно, то нужно жить там в своих мыслях».
Шри Чайтанья Чаритамрита,
Мадхья-лила, глава 22, текст 160