Джахнавa Тхакурани

Супруга Нитьянанды Прабху.
Во Враджа-лиле является Анангой Манджари.
Джанава Тхакурани у берегов Радха-Кунды
Джахнаву Тхакурани любили вайшнавы по всей Индии. Она объединила вайшнавов Гауды и Вриндавана.
У Гауридаса Пандита, великого преданного Нитьянанды Прабху, был брат по имени Сурьядас Саракхела. Двух дочерей Сурьядаса звали Васудха и Джахнава. Видя, что дочери его повзрослели, Сурьядас думал о том, что их пора выдавать замуж. Мысль эта захватила его, и однажды ночью ему приснилось, что он выдаёт своих дочерей замуж за Нитьянанду Прабху.

Утром Сурьядас рассказал своим друзьям об этом удивительном сне: «Я видел, что Нитьянанда Прабху — это сам Баларама. От Него исходило необыкновенное сияние, озарявшее все десять сторон света. Рядом с Ним шли две мои дочери — обе неописуемо красивые. Это были вечные супруги Баларамы — Ревати и Варуни. Нет никаких сомнений в том, что я должен отдать моих дочерей Нитьянанде Прабху, и пока Он не примет их, я не успокоюсь!

После этого Сурьядас послал одного из своих друзей в Навадвипу, в дом Шриваса Тхакура. Брахман немедля отправился в путь и вскоре прибыл в дом Шриваса Тхакура, где в это время жил Нитьянанда Прабху. Известие о том, что Сурьядас хочет выдать своих дочерей за Нитьянанду Прабху очень обрадовало Шриваса Тхакура и тот поспешил рассказать об этом Нитьянанде Прабху. Нитьянанда Прабху сказал брахману возвращаться к Сурьядасу и уверить его, что Нитьянанда Прабху без сомнения исполнит желание его сердца. Когда Адвайта Ачарья услышал о женитьбе Нитьянанды Прабху, он воскликнул: «Да случится это, как можно скорее!».

Великий преданный Нитьянанды Прабху по имени Кришнадас, услышав о предстоящей свадьбе, решил взять на себя все расходы. По этому случаю собрались многие преданные Чайтаньи Махапрабху: Адвайта Ачарья, Шривас Тхакур и другие. Они громко пели имена Шримати Радхарани и Кришны.

Вскоре пришёл и Сам Нитьянанда Прабху, вместе со всеми преданными из Шалиграма.

Падая в лотосные стопы Нитьянанды Прабху, Сурьядас не сдерживал потоки слёз. Обеими руками он крепко обхватил лотосные стопы Нитьянанды Прабху. Его голос дрожал, он не знал, что сказать. Нитьянанда Прабху сначала улыбнулся, а потом разразился смехом. Пролив всю Свою милость на Сурьядаса, Он заключил его в объятиях и тот погрузился в океан блаженства. Кто сможет измерить его экстаз? Наблюдая за братом, Гауридас Пандит тоже пришёл в экстаз; утратив самообладание, он пришёл в необычайный восторг.

Вскоре после свадьбы Нитьянанда Прабху вместе с жёнами отправился повидать маму Чайтаньи Махапрабху, Шачи Деви. Он выразил почтение лотосоподобным стопам матери Шачи Деви, а та одарила счастливым взглядом Васудху и Джахнави. Жёны всех вайшнавов Навадвипы также отнеслись к ним с большой любовью.

Через год Васудха родила дочь, которую назвали Гангой, и сына Вирачандру (Вирабхадру). Кави Карнапур говорит, что Вирачандра был воплощением Кширодакашаи Вишну, Санкаршаны, Ганга — самой Ганги. Со временем Вирабхадра стал выдающимся вайшнавом и пользовался большим авторитетом в обществе преданных, продолжая распространять послание любви Чайтаньи Махапрабху по стопам своего отца Нитьянанды Прабху.

Произведя на свет двух божественных детей, Васудха оставила этот мир, и Джахнава Тхакурани дала обет воспитать их как своих собственных. Известно также, что Джахнава Тхакурани взяла на воспитание мальчика по имени Рамачандра. Его отец Чайтанья дас был исключительно предан Джахнави Тхакурани. У них с женой долгое время не было детей, они совершали аскезу и молились Джахнави Тхакурани. Их молитвы были услышаны: жена Чайтаньи даса родила двух сыновей — Рамачандру и Шачинандану. В благодарность Чайтанья дас отдал своего первенца Джахнави Тхакурани, чтобы со временем мальчик позаботился о ней.
Юность свою Джахнава Тхакурани посвятила воспитанию троих детей. Со временем она прославилась как величайшая вайшнави, воплотившая в себе идеал преданности. Она дала посвящение сыну Вирабхадре и многим вайшнавам и вайшнави. Прибежище у её лотосных стоп приняли даже такие великие личности, как Нароттам дас Тхакур, Шринивас Ачарья и Шьямананда Пандит.
Джанава Тхакурани у берегов Радха-Кунды увидела Шримати Радхарани и Кришну.
Путешествие Джахнавы Тхакурани по святым местам и первый фестиваль Гауранга Пурнимы.

После того, как Нитьянанда Прабху, Адвайта Ачарья, Шривас Тхакур и множество вечных спутников Чайтаньи Махапрабху покинули сцену этого мира и вернулись в духовный мир, Джахнава Тхакурани была исполнена намерений и дальше продолжать погружать мир в океан нектара имён Шримати Радхарани и Кришны. Со своими спутниками Джахнава Тхакурани отправилась в Навадвипу увидеться с мамой Чайтаньи Махапрабху, Шачи Деви, и другими великими преданными.

Прибыв к дому Чайтаньи Махапрабху в Навадвипе, но не увидев там Шачи Деви, Джахнава Тхакурани очень опечалилась и почувствовала боль тоски и разлуки. Не увидев Шриваса Тхакура и Малини Деви, она заплакала, а её сердце просто разрывалось.

Переночевав в Навадвипе, они пошли в Шантипур. Но Адвайта Ачарья и Сита Тхакурани тоже покинули этот мир, и горе окутало Джахнави Тхакурани. Их сыновья, Ачьютананда и Гопала, с большой теплотой приветствовали Джахнави Тхакурани и сопровождающих её вайшнавов, совершив надлежащие гостеприимные обряды.

Джахнава Тхакурани со своими спутниками пошла в Телия Будир Грам, где брат Рамачандры дас Кавираджа Госвами, по имени Говинда Кавираджа, с большим уважением встретил её. Оставшись лишь на одну ночь, все они отправились дальше в Кхетури Грам.

Прибыв на другой берег реки от Кхетури Грама, они заметили, что царь организовал лодки и другие транспортировочные средства, чтобы перевозить преданных через Падму прямо в Кхетури Грам. Он также позаботился о месте жительства и достаточном количестве прасада, чтобы преданные не чувствовали неудобств. Вокруг всё было красиво украшено.

Царь Сантош Датта сам спустился далеко вниз по дороге, чтобы поприветствовать Джахнави Тхакурани с её окружением, предложив им цветы, гирлянды и множество других подарков.

Так, все преданные во главе с Джахнави Тхакурани, погружённые в пение имён Шримати Радхарани и Кришны вошли в Кхетури Грам.

Шринивас Ачарья, Нароттам дас Тхакур, Шьямананда Пандит и другие вайшнавы поприветствовали Джахнави Тхакурани с её спутниками, со всем смирением кланяясь им в дорожной пыли. Преданные радостно обнимали друг друга, и постепенно заполнили всё вокруг своим громким экстатическим пением имён Шримати Радхарани и Кришны.

Царь позаботился о сооружении крова для всех вайшнавов во главе с Джахнави Тхакурани. Он также приставил слуг для любых их потребностей. Постепенно все преданные в окружении Джахнави Тхакурани разошлись по своим комнатам, и, почтив прасад, принялись отдыхать.

Следующий день был днём явления Гауранги Махапрабху. Вечером преданные начали петь имена Шримати Радхарани и Кришны. Первым пел Рахгхунандана из Кханды.

Внимание всех жителей Кхетури Грама было обращено на торжество. В окружении возвышенных личностей Джахнава Тхакурани выглядела необычайно красиво. Все атеисты и грешники полностью очищались, видя её, всех собравшихся преданных, и слыша как поют имена Шримати Радхарани и Кришны эти великие души. Люди выходили из домов, спеша посмотреть на преданных и погрузиться в имена Шримати Радхарани и Кришны. Каждый плавал в океане экстаза, ощущая блаженство Вриндавана. Так воспевание длилось до полуночи.

На следующий день, с большой пышностью, и перед огромным количеством преданных, сам Шринивас Ачарья провёл абхишеку для установления шести Божеств. По просьбе Джахнави Тхакурани и преданных, Нароттам дас Тхакур начал петь киртан имён Шримати Радхарани и Кришны, в разгар которого проявился Сам Гауранга Махапрабху в сопровождении Нитьянанды Прабху и всех Своих вечных спутников.

Кому под силу описать переполняющий экстаз собравшихся в тот день преданных? Все те, кто памятуют об этом фестивале, обретают вечную славу.

На третий день Джахнава Тхакурани после полуденного омовения в Ганге, с большим энтузиазмом приготовила замечательные блюда из риса, овощей и других продуктов для Шримати Радхарани и Кришны, Гауранги Махапрабху и Нитьянанды Прабху. Её блюда не имели себе равных.

Своей рукой Джахнава Тхакурани раздавала прасад возвышенным душам, присутствующим на этом великом фестивале. После окончания торжества, Джахнава Тхакурани, в сопровождении своих спутников, покинула Кхетури Грам, и отправилась во Вриндаван.


Встреча Джахнавы Тхакурани с Госвами Вриндавана.

По дороге они прошли Праяг и Каши, и прибыли в Матхуру. Там они посетили место рождения Кришны, и, омывшись в Вишрам Гхате, направились к Вриндавану. Некоторые преданные из Вриндавана встретили её ещё в Матхуре.

Среди них был Гопал Бхатта Госвами, вместилище любви Гауранги Махапрабху, Бхугарбха Госвами, а также возвышенный Локанатх дас Госвами, Мадху Пандит и известный всем Джива Госвами. Джива Госвами поимённо представил всех преданных Джахнави Тхакурани. Слушая это, Джахнава Тхакурани пришла в необычайный восторг.

Видя приближение Джахнави Тхакурани, все присутствующие Госвами падали к её лотосным стопам, предлагая поклоны, а она предлагала свои поклоны им. Джахнава Тхакурани чувствовала необычайный восторг, наблюдая за экстатическим поведением Госвами Вриндавана.

Она обошла все святые места Вриндавана, и увидела множество местных Божеств, во главе с Шри Говиндой, Гопинатхом и Мадана Моханом. Госвами тщательно позаботились, чтобы пребывание Джахнави Тхакурани во Вриндаване было достаточно комфортным.

Через несколько дней она отправилась посмотреть на Говардхан, Радха-Кунду и Шьяма-Кунду. Когда она посещала различные места игр Кришны, разнообразные божественные настроения и эмоции, сопряжённые с этими играми, пробуждались в ней.


Встреча Джахнавы Тхакурани с Рагхунатхом дас Госвами.

В то время Рагхунатх дас Госвами пребывал в очень сильной разлуке с Чайтаньей Махапрабху. Джива Госвами попросил Джахнави Тхакурани пойти на Радха-Кунду и встретиться с Рагхунатхом дас Госвами.

От Джахнави Тхакурани исходило золотое сияние. Рагхунатх дас Госвами как только увидел её, обезумел от сильной любви. Он так громко взвывал имена Шримати Радхарани и Кришны, что на время потерял зрение.

Джахнава Тхакурани могла понять и сопережить сердце Рагхунатхи даса Госвами у которого слёзы божественной любви ручьём лились из его глаз. Рагхунатх дас Госвами не знал, что сказать и каким образом удовлетворить Джахнави Тхакурани, чьё сердце пылало, подобно горящим уголькам, в разлуке с её любимым Нитьянандой Прабху.


Храм Гопинатха во Вриндаване.

Всю свою жизнь Джахнава Тхакурани обладала духовным видением и получала наставления от Нитьянанды Прабху — даже после того, как Он покинул этот мир. Однажды в видении к ней пришёл Кришна, Гопинатх, находящийся в одном из трёх главных Божеств Враджа, и Его спутница Шримати Радхарани. Кришна попросил Джахнави Тхакурани заменить Божество Шримати Радхарани на другое — побольше.

Для этого Джахнава Тхакурани отправилась в Бенгалию и сказала стхапати, мастеру, изготовляющему Божества, изваять новое Божество Шримати Радхарани. Когда работа была выполнена, оказалось, что лицо Божества Шримати Радхарани в точности похоже на лицо Джахнави Тхакурани. Это произошло по той причине, что мастер, преданный Джахнави Тхакурани, всё время думал о ней, когда работал, и его мысли приняли форму Божества.

Когда это Божество Шримати Радхарани прибыло в храм Гопинатха во Вриндаване, пуджари сначала не решались установить её рядом с Божеством Гопинатха. Тогда Кришна Сам сказал пуджари: «Не сомневайтесь, это Моя дорогая Ананга Манджари. Поместите её слева от Меня, а Радхику справа».

Джива Госвами провёл абхишеку и установил Её рядом с Кришной. Теперь Ананга Манджари стоит с левой стороны от Кришны, а Шримати Радхарани — с правой.


Почему Джахнава Тхакурани погружалась в бхаджан именно у Радха-Кунды?

На Радха-Кунде есть замечательное место — Байтхака (место медитации) Джахнави Тхакурани.

Именно с этого места, в котором погружённо молилась Джахнава Тхакурани у берегов Радха-Кунды, в духовном мире Вриндавана начинается хрустальный мост, ведущий в кунджу Ананга Манджари, похожую на остров, плавающий по Радха-Кунде.

Эта кунджа как огромный цветок лотоса парящий посреди Радха-Кунды. Джахнава Тхакурани, конечно же, никто иная как Ананга Манджари, младшая сестра Шримати Радхарани.

Медитируя на своё служение и форму Ананги Манджари, однажды, сидя здесь, Джахнава Тхакурани услышала звуки флейты, а затем увидела под этими деревьями Кришну, Шримати Радхарани и сакхи.

В память об этом событии возле места бхаджана Джахнави Тхакурани было установлено Божество Кришны, Гопинатхи.

Возле места бхаджана Джахнави Тхакурани также есть ступеньки, ведущие вниз к воде Радха-Кунды. Это место известно как Джахнава-гхат. Здесь Джахнава Тхакурани принимала омовение в водах Радха-Кунды.

Однажды Джахнава Тхакурани совершала омовение в Ямуне, и её ухватила за край сари тёмная ладонь. Однако когда она вгляделась в воду, ничего там не заметила. Тогда Джахнава Тхакурани услышала голос. И это был Кришна, Гопинатх. Он сказал ей: «Я хочу быть с тобой. Когда ты будешь принимать омовение в Ганге, Я приду к тебе».
Радха-Кунда и Шьяма-Кунда.
Через некоторое время странствования по Вриндавану, Джахнава Тхакурани вернулась в Гауду.

Достигнув Гауды, Джахнава Тхакурани пришла в Кхетури Грам. Местные преданные, во главе с Нароттамом дас Тхакуром и Рамачандрой дас Кавирадж Госвами, вышли, чтобы поприветствовать её. Пробыв там несколько дней, дальше она посетила Бадхури Грам, где жил брат Вамшидаса, Шьямадаса Чакраварти. Джахнава Тхакурани предложила выдать его дочь Хемалату замуж за Гангадаса. Шьямадас последовал её указанию. После свадьбы, Джахнава Тхакурани сделала Гангадаса ответственным за поклонение Божеству Шьямасундары.

После Бадхури Грама, Джахнава Тхакурани отправилась к месту рождения Нитьянанды Прабху в деревню Экачакра. Там она услышала о родителях Нитьянанды Прабху, Харае Пандите и Падмавати. Думая о них, она почувствовала глубокую разлуку, и с глаз её потекли слёзы.

В сопровождении местного брахмана, она увидела различные места, где проходили детские игры Нитьянанды Прабху. Никто не сможет описать того блаженства, которое она чувствовала, находясь в этих местах.

В тот день Джахнава Тхакурани остановилась в пустом доме, где раньше жили родители Нитьянанды Прабху. Целую ночь она провела в повторении имён Шримати Радхарани и Кришны.

На следующий день она пошла в Кантак Нагару, что возле Катвы. Увидев место, где Чайтанья Махапрабху принял санньясу, Джахнава Тхакурани заплакала.

Далее она посетила дом Шриниваса Ачарьи в Яджиграме. Преданные, вместе с Шринивасом Ачарьей, встретили её с большой преданностью. Шринивас Ачарья пригласил Джахнави Тхакурани в свой дом, провёл пуджу, оказав ей должное почтение и поклонение. Так лучший из ачарьев имел возможность послужить Джахнави Тхакурани.

Через несколько дней она опять пришла в Навадвипу, на место рождения Чайтаньи Махапрабху. В то время Ишан, семейный слуга Чайтаньи Махапрабху, находился в преклонном возрасте. Попытавшись войти в дом, Джахнава Тхакурани от разлуки потеряла сознание. Видя её поглощенность божественным трансом, преданные тоже ощутили экстаз, и слёзы премы потоками хлынули из их глаз.

После дома Чайтаньи Махапрабху, Джахнава Тхакурани зашла в двор Шриваса Тхакура, где провела ночь, в течение которой преданные безудержно пели имена Шримати Радхарани и Кришны. Они танцевали и пели с большим энтузиазмом, поскольку Чайтанья Махапрабху именно во дворе Шриваса Тхакура начал Свою историю воспевания имён Шримати Радхарани и Кришны.

Той ночью во сне Джахнава Тхакурани увидела Гаурангу Махапрабху, совершающего различные игры со Своими преданными.

На следующий день, вновь и вновь вознося молитвы Навадвипе, она отправилась по направлению к Амбика Калне. Все жители Амбика Калны безумно обрадовались, увидев Джахнави Тхакурани. Вспомнив о Гауридасе Пандите, который к тому времени уже покинул этот мир, она заплакала. Там Джахнава Тхакурани предложила поклоны Божествам Гауранги Махапрабху и Нитьянанды Прабху. Преданные начали петь громко имена Шримати Радхарани и Кришны. Сами Гауранга Махапрабху и Нитьянанда Прабху явились в этом доме перед поющими преданными.

Джахнава Тхакурани приготовила множество различных блюд для радости Гауранги Махапрабху и Нитьянанды Прабху и предложила их Им на алтаре. Позже она раздала прасад преданным. Ночью же ей приснился сон, в котором Гауридас Пандит вместе с Гаурангой Махапрабху и Нитьянандой Прабху, благословляют её.

Попрощавшись с преданными, утром следующего дня Джахнава Тхакурани отправилась к дому Уддхары Датты Тхакура. Проведя там ночной фестиваль воспевания имён Шримати Радхарани и Кришны, она села на лодку и вернулась к себе домой, в Кхородоха Грам.

Все вайшнавы очень обрадовались, увидев её. Расталкивая друг друга, они пытались хоть мельком поймать её взгляд. Преданные вместе пели киртан. Сын Нитьянанды Прабху, Вирачандра, и дочь Ганга вознесли свои молитвы Джахнави Тхакурани и с любовью обняли её.

Джахнава Тхакурани рассказала о том, как вместе с преданными путешествовала по Гаура-мандале и Враджа-мандале. Все они были рады увидеться вновь.

Истории паломничества Джахнави Тхакурани по святым местам Гаура-мандалы и Враджа-мандалы очень ценятся среди вайшнавов.

Однажды, когда Джахнава Тхакурани совершала омовение в Ганге, кто-то коснулся её в воде. Она нащупала предмет, подняла его из воды и увидела, что это было Божество Кришны, Гопинатха. Слёзы любви ручьём потекли из её глаз. Джахнава Тхакурани до конца своей жизни поклонялась этому Божеству.

В «Вамши-шикше» говорится, что Джахнава Тхакурани покинула этот мир, войдя в Божество Гопинатхи во Вриндаване.
«Я упал в бескрайний океан материального существования, и сердце моё охвачено тревогой. Я ищу берег, но не знаю, как его достичь. Ни карма, ни знание не придают мне сил. Благочестие, накопленное в результате жертвоприношений, йога и благотворительность также бесполезны. Я совсем ослаб и не знаю, сколько мне осталось плыть по этому устрашающему океану. Кто спасёт меня? Страшный крокодил чувственных наслаждений стремительно несётся мне навстречу. Волны вожделения то и дело захлёстывают меня и превращают в безумца. Я не могу противостоять бушующим ветрам кармы, накопленной в предыдущих рождениях. Мой ум в смятении. Мне остается лишь рыдать, сознавая, что меня некому спасти. О почтенная Шри Джахнава Деви! Ты исполнена высшей добродетели. Пожалуйста, пролей милость на своего слугу и избавь его от несчастий! Лишь в лодке твоих лотосных стоп я смогу пересечь бескрайний океан материального существования. Ты — сама энергия наслаждения Нитьянанды Прабху, и ты — учитель преданности Кришне. Милостиво даруй этому слуге свои лотосные стопы, подобные древу желаний. Сгорая от стыда, этот негодяй склоняется к твоим стопам — единственному спасению для таких грешников».

Бхакти Винод Тхакур, «Кальяна-калпатару».