Откуда появляется спонтанность?

«Дорогая подруга, если ты дорожишь мирской дружбой, не смотри на улыбающееся лицо Говинды, который стоит на берегу Ямуны у Кеши-гхата. Бросая взгляды краешком глаз, Он прижимает флейту к устам, похожим на нежный, едва распустившийся цветок. Его божественное тело, изогнутое в трех местах, ярко сияет в лучах лунного света».
Рупа Госвами, «Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.239

Почему же не смотреть? Потому что ты тогда станешь тем, кто будет плакать. Потому что ты тогда станешь подобным Рупе Госвами. Не в мерках его чистоты. Даже не посягай на святость садху. Милость Рупы Госвами в том, что когда ты читаешь этот стих, — ты смотришь на улыбающееся лицо Говинды, который стоит на берегу Ямуны...

По привычке материальной невзаимной отданности себя, я продолжаю жить один. Один очищаюсь и один оскверняюсь. И так можно миллионы лет «очищать своё сердце». Но когда по милости духовного учителя и садху, Враджа-Кришна «рождается» в сердце, то Его спутник не живет больше в одиночестве.

Эта спонтанность возникает не из-за чистоты спутника (хоть мы и не пытаемся даже думать о его чистоте). Эта спонтанность и вкус возникают именно из-за присутствия живого Кришны в сердце. Это не уровень спонтанности преданного. Это спонтанность ребёнка, который родился у матери. Не мама спонтанная. А ребёнок требует к себе внимание и самозабвенности.

Эти садху-вайшнавы тем и отличаются от йогов мистиков, которые потом становятся демонами, накопив «свою» силу и «чистоту» ума. Отличаются садху тем, что они в самадхи не одни и не для себя. Не сами с собой они в самадхи. Их йога связана с живым Кришной, который и крадёт йогурт, цветы и мёд из сердца этого простого вайшнава.

Есть ключ во Врадж. Ключ, которым воспользовались великие садху, и которым, к сожалению, возможно, так и не воспользовались мы, идя по своему духовному пути.
Кришна был принят Богом, но не был принят родным и близким в своём сердце.
Именно этот критерий родства будет началом запаха пыли Враджа…