Шримати Радхарани

Возлюбленная Кришны. Сама Любовь Бога. Принцесса Вриндавана.

Если вы отправитесь во Вриндаван, вы увидите, что каждый поклоняется Радхарани. Рани означает «царица». Они всегда повторяют «Джая Радхе» и «Радхарани». Все преданные во Вриндаване поклоняются Радхарани.
Шрила Прабхупада,
Рупа Госвами, Шри Радхика-става
Суть энергии наслаждения — это любовь к Богу, а суть любви к Богу — духовная эмоция [бхава], наивысшим выражением которой является махабхава. Шримати Радхарани источник махабхавы. Она воплощает в Себе махабхаву и превосходит всех Своими достоинствами.
Шри Чайтанья Чаритамрита, Ади-лила, глава 4, стихи 68-70
Существуют четыре категории преданных, их любовь к Богу проявляется в четырех вкусах [расах]: в служении, дружбе, в родительской или супружеской любви. Каждый из этих преданных считает свое чувство к Господу самым лучшим и в таком умонастроении черпает великое счастье в общении с Кришной. Но, если беспристрастно сравнить все расы, обнаружится, что супружеские отношения сладостнее остальных. «От вкуса к вкусу любовь растет. Но та любовь, что в иерархии желаний исполнена самого высшего вкуса, проявляется в супружеских отношениях с Кришной». Такую любовь называют мадхура-расой. Она бывает двух видов: любовь в браке и вне брака. Внебрачная супружеская любовь исполнена высочайшей расы. Такую любовь не найти нигде, кроме Враджа.
Шри Чайтанья Чаритамрита, Ади-лила, глава 4, стихи 42-47
В сердцах девушек Враджа [гопи] эта любовь беспредельна, но совершенства она достигает у Шри Радхи. Ее чистая, зрелая любовь не знает себе равных. Она дарует Господу Кришне возможность ощутить всю сладость супружеских отношений.
Шри Чайтанья Чаритамрита, Ади-лила, глава 4, стихи 48-49
Любовные отношения Шри Радхи и Кришны абсолютно духовны и представляют собой проявление внутренней энергии Кришныэнергии наслаждения. Хотя Радха и Кришна по Своей сути одно целое, Они навечно предстали в двух образах.
Шри Чайтанья Чаритамрита, Ади-лила, глава 4, стих 55
Само имя «Радха» говорит о том, что Шримати Радхарани извечно является главной героиней, от которой зависит наслаждение Шри Кришны. Поэтому Она помогает живым существам донести их служение до Шри Кришны. Соответственно, преданные Вриндавана, стремясь обрести благосклонность Шри Кришны, в первую очередь ищут милости Шримати Радхарани.
Шрила Прабхупада,
Шри Чайтанья Чаритамрита, Ади-лила, глава 4, стих 56
Шримати Радхика являет Собой преображенную любовь Кришны. Она — Его внутренняя энергия наслаждения [хладини]. Эта энергия приносит наслаждение Кришне и питает жизнь Его преданных.
Шри Чайтанья Чаритамрита, Ади-лила, глава 4, стихи 59-60
Ум, чувства и тело Шри Радхи исполнены любви к Кришне. Она — Его энергия, помогающая Ему в Его играх.
Шри Чайтанья Чаритамрита, Ади-лила, глава 4, стих 71
У Господа Кришны есть три категории возлюбленных: богини процветания, царицы, а также пастушки Враджа [гопи] — самые возвышенные из преданных. Все они берут начало в Радхе.
Шри Чайтанья Чаритамрита, Ади-лила, глава 4, стих 74
Как все воплощения исходят из Господа Кришны — источника всего сущего, так и все возлюбленные Господа исходят из Радхарани.
Шри Чайтанья Чаритамрита, Ади-лила, глава 4, стих 76
Радха дарует блаженство Говинде и очаровывает Его. Она всё для Говинды, Она драгоценный камень в венце Его возлюбленных.
Шри Чайтанья Чаритамрита, Ади-лила, глава 4, стих 82
Трансцендентная богиня Шримати Радхарани — вечная спутница Господа Шри Кришны, неотличная от Него Самого. Она — главная среди богинь процветания. Все в Ней привлекает всепривлекающего Господа, Личность Бога. Она — предвечная внутренняя энергия Господа.
Шри Чайтанья Чаритамрита, Ади-лила, глава 4, стих 83
Блистательная и самая прекрасная.
Шри Чайтанья Чаритамрита, Ади-лила, глава 4, стих 84
Та, у которой внутри и снаружи — Кришна. Она видит Кришну повсюду, куда бы ни бросила взгляд. Она едина с Кришной, ибо воплощает в Себе вкусы любви. Энергия Шри Кришны неотлична от Него.
Шри Чайтанья Чаритамрита, Ади-лила, глава 4, стихи 85-86
Она поклоняется Господу Кришне, исполняя Его желания. Поэтому Пураны называют Ее Радхика, лучшей из всех, кто служит Кришне.
Шри Чайтанья Чаритамрита, Ади-лила, глава 4, стих 87
Радха — высшая богиня, достойная всеобщего почитания. Она покровительница каждого, мать вселенной. Она во всей полноте олицетворяет шесть совершенств Господа Кришны. Она — высшая энергия Кришны. Ее тело — изначальная обитель красоты и блеска. Все богини процветания черпают в Ней свою красоту.
Шри Чайтанья Чаритамрита, Ади-лила, глава 4, стихи 89-92
Все желания Кришны обращены к Шримати Радхарани. Шримати Радхика исполняет все желания Господа Кришны.
Шри Чайтанья Чаритамрита, Ади-лила, глава 4, стихи 93-94
Господь Кришна очаровывает весь мир, но Шри Радха очаровывает Самого Кришну. Поэтому Она — верховная Богиня.
Шри Чайтанья Чаритамрита, Ади-лила, глава 4, стих 95
Шри Радха — это абсолютная энергия, а Кришна — господин этой энергии. Они неотличны друг от друга, о чем свидетельствуют богооткровенные писания. Поистине, Они едины и неотделимы друг от друга, как запах неотделим от мускуса или жар — от огня. Однако, хотя Радха и Господь Кришна суть одно целое, Они вечны в двух обликах, чтобы наслаждаться вкусами Своих игр.
Шри Чайтанья Чаритамрита, Ади-лила, глава 4, стихи 96-98
Олицетворением самой возвышенной супружеской любви является Шримати Радхарани, поэтому в играх Радхи и Кришны можно видеть, что Кришна всегда послушен воле Шримати Радхарани.
Шрила Прабхупада,
Шри Чайтанья Чаритамрита, Мадхья-лила, глава 8, стих 88
Первое сокровенное желание Кришны.

Познать величие любви Шримати Радхарани к Нему.

Кришна говорит: «Я изначальный источник всех вкусов. Я — абсолютная духовная истина, Я соткан из абсолютного блаженства, но любовь Шримати Радхарани сводит Меня с ума. Я не знаю, что за сила таится в любви Радхарани, которой Она неизменно покоряет Меня. Любовь Радхики — Мой учитель, а Я — Ее танцующий ученик. Ее любовь каждый раз заставляет Меня танцевать по-новому. Сколько бы Я ни наслаждался Своей любовью к Радхарани, Она в Своей любви ко Мне испытывает наслаждение в десять миллионов раз большее. Я исполнен противоречивых качеств, и точно так же любовь Радхарани всегда полна противоречий. Любовь Радхи не знает границ. Даже заполнив собой все сущее, она неизменно продолжает расти. Поистине, нет ничего более возвышенного, чем Ее любовь. Но в любви этой нет и тени гордыни — вот признак Ее величия. Нет ничего чище Ее любви. И все же в ней так много своенравия и противоречий. Шри Радхика — наивысшая обитель этой любви, а Я — тот единственный, на кого она обращена. Я наслаждаюсь блаженством, которое доступно любимому. Но Радха, любящая, испытывает наслаждение в десять миллионов раз большее. Всем сердцем Я стремлюсь познать блаженство, доступное любящему, и не могу, несмотря на все усилия. Как же Мне быть? Только если Я Сам когда-нибудь стану вместилищем Ее любви, Мне удастся познать радость, которую дарует эта любовь».

Так размышляя, Господь Кришна чувствовал желание познать эту любовь. И желание это все сильнее разгоралось в Его сердце.
Шри Чайтанья Чаритамрита, Ади-лила, глава 4, стихи 121-136
Второе сокровенное желание Кришны.

Познать, каким невероятно красивым видит Его Шримати Радхарани.

Кришна задумался: «Сладость Моей красоты поразительна, безгранична и абсолютна. Никто в трех мирах не обнаружил ее предела. Только Радхика благодаря Своей любви во всей полноте наслаждается Моей сладостной красотой. Любовь Радхи чиста, как зеркало, но с каждым мгновением она становится еще чище. Сладость Моей красоты тоже беспредельна, но перед этим зеркалом она начинает сиять все новыми и новыми оттенками. Моя сладость и зеркало любви Радхарани пытаются превзойти друг друга. Но в их вечном состязании нет победителя. Моей сладости всегда присуща новизна. Преданные наслаждаются ею в зависимости от той любви, которую они испытывают ко Мне. Видя в зеркале Свою сладостную красоту, Я хочу изведать ее вкус, но никак не могу этого сделать. Когда Я размышляю над тем, как насладиться сладостью Моей красоты, Я обнаруживаю в Себе желание оказаться на месте Радхарани. Кто превзойдет Меня в богатстве сладости, неведомой прежде и всех приводящей в изумление? Однако теперь Я Сам изумлен и смущен ею. Я жажду насладиться этой красотой, подобно Шримати Радхарани».


Такова вторая причина, по которой Кришна пожелал низойти на землю.
Шри Чайтанья Чаритамрита, Ади-лила, глава 4, стихи 137-159
Третье сокровенное желание Кришны.

Познать, что чувствует в Своей любви к Нему Шримати Радхарани.

Когда гопи видят Кришну, они, сами того не желая, чувствуют безграничное блаженство. Блаженство, которое испытывают гопи, в десять миллионов раз сильнее того блаженства, что испытывает Сам Кришна, когда смотрит на них. Хотя гопи не ищут себе удовольствий, их счастье неизменно возрастает. В этом, конечно же, есть противоречие. Счастье гопи зависит от счастья их возлюбленного Кришны. Когда Господь Кришна видит гопи, Его счастье начинает расти, а со счастьем растет и Его несравненная красота. Любовь гопи усиливает очарование Господа Кришны. Это очарование, в свой черед, усиливает любовь гопи и приносит им великое наслаждение. Любящий обретает счастье тогда, когда счастлив любимый. В этих отношениях нет места жажде собственных удовольствий. Таков характер бескорыстной любви. Любящий наслаждается счастьем любимого. Если блаженство любви не позволяет преданному служить Господу Кришне, он негодует на это блаженство. Лотосоокая Радхарани в сердцах проклинала Свою экстатическую любовь, вызывавшую потоки слез, которые мешали Ей видеть Кришну. В естественной любви гопи нет и тени вожделения. Она безупречна, светла и чиста, как расплавленное золото. Гопи знают все желания Кришны и знают, как доставить Ему радость своим совершенным, полным любви служением. Они искусно служат своему возлюбленному, желая, чтобы Он всегда был доволен. Самая возвышенная из гопи — Шримати Радхика. Она превосходит всех красотой, достоинствами, удачей и, самое главное, любовью. Остальные гопи делают все, чтобы увеличить радость игр Кришны и Радхи. Они — посредницы в Их божественных наслаждениях. Радха — возлюбленная Кришны, Она — богатство Его жизни. Без Нее никакие гопи Его не радуют.
Шри Чайтанья Чаритамрита, Ади-лила, глава 4, стихи 186-218
Чтобы постичь величие любви Шримати Радхарани, чтобы познать, какими качествами Шри Кришны наслаждается благодаря Своей любви Она одна, а также чтобы изведать ту радость, которую Она черпает в Его любви, — Кришна проникся настроением Радхарани и явился в этот мир в форме Гауранги Махапрабху, из лона Шачи-деви, как некогда луна возникла из глубин океана.
Шри Чайтанья Чаритамрита, Ади-лила, глава 4, стих 230
Некогда Господь Кришна предавался размышлениям: «Все говорят, что Я исполнен блаженства и полон всех вкусов. Повсюду в мире каждый черпает наслаждение во Мне. Но кто может одарить наслаждением Меня? Только тот доставит Мне удовольствие, чьи достоинства в сотни раз превосходят Мои. Однако в целом мире не найти того, кто в сравнении со Мной обладал бы бо́льшими достоинствами. Но Я вижу, что Радха способна доставить Мне радость».
Шри Чайтанья Чаритамрита, Ади-лила, глава 4, стихи 238-241

«Моя красота затмевает красоту десяти миллионов богов любви. Несравненная и непревзойденная, она радует все три мира, и тем не менее Моим глазам отрадно видеть красоту Радхарани. Звук Моей божественной флейты пленяет все три мира, но Мой собственный слух очаровывают сладостные речи Шримати Радхарани. Хотя Мое тело наполняет ароматом все мироздание, благоухание тела Радхарани пленяет Мой ум и сердце. Благодаря Мне все мироздание исполнено различных вкусов, но Сам Я очарован нектарным вкусом уст Шримати Радхарани. И хотя Мое прикосновение прохладнее десяти миллионов лун, Самого Меня освежает прикосновение Шримати Радхарани».

Шри Чайтанья Чаритамрита, Ади-лила, глава 4, стихи 242-247
«Хотя Я приношу счастье всему миру, Самому Мне нет жизни без красоты и достоинств Шримати Радхики».
Шри Чайтанья Чаритамрита, Ади-лила, глава 4, стих 248
«Я черпаю полное удовлетворение, когда глаза Мои устремлены на Шримати Радхарани, однако Сама Она, глядя на Меня, испытывает еще большее удовольствие. Когда Радхарани слышит шелестящий звук трущихся друг о друга стволов бамбука, Она всеми мыслями устремляется к этому звуку, ибо принимает его за пение Моей флейты. А завидев дерево тамала, Она обнимает его, думая, что обнимает Меня. Когда благодатный ветерок доносит до Нее Мой аромат, Она, ослепнув от любви, пытается взлететь навстречу этому дуновению. Она пробует на вкус отведанный Мною бетель и погружается в океан счастья, позабыв обо всем. Будь у Меня даже сотни уст, Я не смог бы описать ту божественную радость, что приносит Ей общение со Мной. Видя, как Она сияет после Наших игр, Я забываю Себя от счастья».
Шри Чайтанья Чаритамрита, Ади-лила, глава 4, стихи 250-256
«Мудрец Бхарата говорит, что герой и его возлюбленная в равной мере наслаждаются друг другом. Но ему неведом вкус любви, который царит в Моем Вриндаване. Счастье, которое приносит Мне встреча с Радхарани, во сто крат превосходит счастье всех иных встреч».
Шри Чайтанья Чаритамрита, Ади-лила, глава 4, стихи 257-258
«Моя дорогая благословенная Радхарани, Твой облик — источник всей красоты. Твои алые уста слаще нектара бессмертия, лицо Твое источает аромат лотоса, Твои сладостные речи приятнее пения кукушки, и каждая часть Твоего тела прохладнее сандаловой пасты. Ты украшена всеми достоинствами, и, когда Я наслаждаюсь Твоей красотой, блаженный восторг охватывает все Мои трансцендентные чувства».
Шри Чайтанья Чаритамрита, Ади-лила, глава 4, стих 259
«Ее глаза очарованы красотой Кришны. Ее тело трепещет от восторга при Его прикосновении. Ее слух всегда пленяется Его сладостным голосом, вдыхая, Она пытается уловить Его аромат, а язык жаждет нектара Его нежных уст. Делая лишь вид, что старается совладать с собой, Она опускает голову и прячет подобное лотосу лицо, но это не помогает Ей скрыть невольные проявления любви к Кришне».
Шри Чайтанья Чаритамрита, Ади-лила, глава 4, стих 260

«Из этого Я заключаю, что во Мне есть какое-то неведомое очарование, способное подчинить себе саму жизнь Моей покорительницы, Шримати Радхарани. Я всегда жажду изведать счастье, которое Радхарани черпает во Мне. Несмотря на все усилия, Я так и не могу ощутить это счастье. Но желание изведать его становится все сильнее с каждым разом, когда Я вдыхаю его сладостный аромат».

Шри Чайтанья Чаритамрита, Ади-лила, глава 4, стихи 261-263
«Когда-то Я приходил на землю, чтобы изведать вкус чистой любви, и Я изведал этот вкус в самых разных его проявлениях. В Своих играх Я учил людей преданному служению, которое основано на спонтанной любви ко Мне. Но Я так и не смог исполнить три сокровенных Своих желания, ибо в Моем положении это невозможно. До тех пор пока Я не предстану в сиянии экстатической любви Радхарани, Я не в силах буду исполнить эти желания. Чтобы исполнить их, Я приду на землю, проникшись умонастроением Радхарани и переняв цвет Ее тела».

К такому решению пришел Кришна. И тогда же настало время явиться на землю воплощению этой эпохи — Гауранги Махапрабху.
Шри Чайтанья Чаритамрита, Ади-лила, глава 4, стихи 264-269
Если в течение долгого времени думать о Радхе, Кришне и Их играх, можно полностью очиститься от материальной скверны и перенестись в духовный мир. Там душа получает возможность служить Радхе и Кришне в образе одной из гопи.
Шри Чайтанья Чаритамрита, Мадхья-лила, глава 8, стих 229
Шри Кришна продолжал: «Все обитатели Вриндавана-дхамы — Мои мать и отец, друзья-пастушки и остальные — дороги Мне, как жизнь. Из всех обитателей Вриндавана гопи — это сама Моя жизнь. А среди гопи Ты, Шримати Радхарани, лучшая. Поэтому Ты — сама жизнь Моей жизни».

Комментарий: Шримати Радхарани находится в центре всего происходящего во Вриндаване. Во Вриндаване Кришна — игрушка в руках Шримати Радхарани, поэтому все жители Вриндавана и поныне повторяют Ее имя: «Джая Радхе!» Из приведенных выше слов Самого Кришны явствует, что Радхарани — царица Вриндавана, а Кришна — просто Ее украшение. Кришну называют Мадана-Моханом, или тем, кто очаровал бога любви, однако Шримати Радхарани очаровала Самого Кришну. Поэтому Ее именуют Мадана-Мохана-Мохини, покорительницей сердца того, кто обворожил бога любви.
Шрила Прабхупада,
Шри Чайтанья Чаритамрита, Мадхья-лила, глава 13, стих 150
— Дорогая подруга Вринда, откуда ты идешь?
— От стоп Шри Хари.
— Где же Он?
— В роще на берегу Радха-кунды.
— Что Он делает?
— Учится танцевать.
— А кто Его учитель?
— Твой образ, о Радха, явленный Ему в каждом дереве и каждой лиане, — образ, который кружит перед Ним, как искусный танцор, и увлекает Его за собой.
Говинда-лиламрита, 8.77
Шри Чайтанья Чаритамрита, Ади-лила, глава 4, стих 125
Заметив, что Кришна относится к Ней так же, как и к другим гопи, Шримати Радхарани пустилась на хитрость и покинула танец раса. Лишившись общества Шримати Радхарани, Кришна очень опечалился. Сокрушаясь, Он стал в поисках Ее бродить по лесу. Господь Кришна, враг Камсы, поместил Шримати Радхарани в Свое сердце, ибо хотел танцевать с Ней. Поэтому Он ушел с поляны, на которой проходил танец раса, оставив в одиночестве остальных красавиц Враджа. Пронзенный стрелой бога любви и раскаиваясь в том, как Он обошелся с Шримати Радхарани, Мадхава, Господь Кришна, принялся разыскивать Ее на берегу Ямуны. Не найдя Ее там, Он зашел в лесные заросли Вриндавана и стал горько плакать.
Шри Чайтанья Чаритамрита, Мадхья-лила, глава 8, стихи 105-107
Те, кого привлекают любовные отношения Радхи и Кришны, должны следовать по стопам гопи. Только так можно получить возможность служить Господу на Голоке Вриндаване и непосредственно общаться с Радхой и Кришной.
Шрила Прабхупада,
Шри Чайтанья Чаритамрита, Мадхья-лила, глава 8, стих 230
Есть много преданных, которые всегда размышляют о Кришне, но никто из них не может сравниться с гопи, среди которых Шримати Радхарани — наилучшая. Никто из преданных не обладает такой глубиной сознания Кришны, как Радха.
Шрила Прабхупада,
Шри Чайтанья Чаритамрита, Ади-лила, глава 3, стих 81