Прабодхананда Сарасвати Тхакур

Спутник Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху.
Один из первых Госвами Вриндавана.
Дядя Гопал Бхатты Госвами.
Во Враджа-лиле является Тунгавидьей Деви.
Прабодхананда Сарасвати Тхакур воспевает имена Шримати Радхарани и Кришны.
«Каждый прославлял достоинства Прабодхананды, удостоенного титула Сарасвати, под которым он прославился среди людей. Обладающий всей полнотой божественности Шри Кришна Чайтанья Махапрабху был столь дорог Прабодхананде, что ни наяву, ни даже во сне тот не знал ничего, помимо Чайтаньи Махапрабху. Прабодхананде Сарасвати Тхакуру была свойственна великая отречённость; подобный воплощению нежности и любви, он обладал исключительно красивой внешностью и был прекрасным поэтом и, кроме того, был весьма сведущ в пении, игре на музыкальных инструментах и танце; каждый испытывал радость, внимая звукам его речи — таковы некоторые из безграничных достоинств Прабодхананды Сарасвати Тхакура».

Бхакти-ратнакара, 1.149-153.
Встреча Прабодхананды Сарасвати Тхакура с Чайтаньей Махапрабху.

Чайтанья Махапрабху, совершая паломничество и проливая милость на Своих преданных, опомнился лишь в Шрирангаме. Санньяси традиции Дашами, к числу которых Он относился, обычно соблюдают обет Чатурмасьи, и Чайтанья Махапрабху решил провести эти четыре месяца в городе Шрирангам, в котором в основном жили вайшнавы из Шри-сампрадайи.

Три брата — Тирумалаи, Венката и Прабодхананда совсем недавно переехали в Шрирангам. Чайтанья Махапрабху провёл в их доме все четыре месяца сезона дождей.

Известно, что вайшнавы Шри-сампрадайи преданы поклонению Лакшми-Нараяне в настроении величия и почтения, но, благодаря Чайтаньи Махапрабху, в этой семье развился вкус к Вриндавану.

У среднего брата, Венкаты, в то время был пятилетний сын Гопал, впоследствии прославившийся как один из шести Госвами — Гопал Бхатта Госвами. Разговор Чайтаньи Махапрабху с Венката Бхаттой описан в девятой главе Мадхья-лилы «Чайтанья-чаритамриты».

В преданности Чайтанье Махапрабху никто бы не смог сравниться с младшим братом, Прабодханандой. В том числе именно благодаря его чистым, безукоризненным наставлениям сын Венкаты, Гопал Бхатта Госвами, стал впоследствии великим ачарьей, а сам Прабодхананда Сарасвати Тхакур занимает исключительно высокое место среди последователей Чайтаньи Махапрабху.
В своей «Гаура-ганоддеша-дипике» Кави Карнапур пишет о Прабодхананде Сарасвати Тхакуре, как о воплощении гопи Тунгавидьи Деви.
Прабодхананда Сарасвати Тхакур становится жителем Враджа.

Несколькими годами спустя после возвращения Чайтаньи Махапрабху в Джаганнатха-Пури Прабодхананда Сарасвати Тхакур достиг глубокого осознания сокровеннейших сторон учения Чайтаньи Махапрабху. Покинув Шрирангам, он избрал местом жительства Камьяван. Постепенно развив в себе, подобно своему учителю, глубокое стремление стать обитателем Враджа, Гопал Бхатта Госвами последовал путём, избранным его дядей и духовным наставником.

Многие люди задаются вопросом: «Если Прабодхананда Сарасвати Тхакур был действительно столь дорог Чайтанье Махапрабху, почему же о нём не рассказано в «Чайтанья-чаритамрите» Кришнадаса Кавираджа Госвами?». Как мог Кришнадас Кавирадж Госвами не упомянуть, на радость вайшнавам, об играх этого выдающегося святого? Ответ на этот вопрос мы находим в «Бхакти-ратнакаре»:

«Одни авторы рассказывали о деяниях Гопала Бхатты Госвами, а другие умолчали о них. Люди, неспособные видеть причину этого, ввязываются в пустые споры и, в конечном счёте, позволяют укорениться в них оскорбительным чувствам. Некогда великие поэты, расика-бхакты, подобные Кришнадасу Кавираджу Госвами, вполне способные описать эти вещи, всё же умолчали о них ради того, чтобы другие смогли описать их в будущем. С полной готовностью одобрив написание «Чайтанья-чаритамриты», Гопал Бхатта Госвами, всё же, не разрешил Кришнадасу Кавираджу Госвами написать что-либо о нём самом. Кто знает причину, по которой он пошёл на это? Скорее всего, эта причина — в его великом смирении. Но Кришнадас Кавирадж Госвами не мог пренебречь его указанием».

Бхакти-ратнакара, 1.209-223
«О, моё стремление остаться во Вриндаване, оно неодолимо, — так сделай это. Останусь здесь, без любых забот о счастье, горе, метаньях разума, благих деяньях, свободе от греха или о величьи чистого служения лотосным стопам Кришны».

Прабодхананда Сарасвати Тхакур
Шри Вриндаван Махимамрита, 14, 20
Прабодхананда Сарасвати Тхакур и свакийя-раса.

Часть вайшнавов-рупанугов находит в работах Прабодхананды Сарасвати Тхакура склонность к учению о свакийе. Убеждённые в превосходстве учения паракийя Рупы Госвами, такие вайшнавы не проявляют желания изучать произведения Прабодхананды Сарасвати Тхакура. Убеждённые, что каждый, преданный Чайтанье Махапрабху, уже тем самым благословлён свыше, мы отказываемся от бесполезных споров и просто следуем беспристрастному комментатору Нарахари Чакраварти, наслаждаясь произведениями Прабодхананды Сарасвати Тхакура, исполненными сладости служения Кришне в духе паракийи.

Стилю Прабодхананды Сарасвати Тхакура в равной степени присуща особая философская глубина и сладость священной любви. Преданные Чайтаньи Махапрабху находят великое наслаждение в чтении «Вриндавана-шатаки» Прабодхананды Сарасвати Тхакура, содержащей восторженное прославление Вриндавана. Его «Навадвипа-шатака» в чём-то подобна этой работе: сходным образом она прославляет Навадвипу. Воистину ничто во всём мире не может сравниться с его «Радха-раса-судха-нидхи».

«Чайтанья-чандрамрита» широко разошлась по всей Бенгалии, и её прочтение очищает даже людей, совершенно не признающих Чайтанью Махапрабху; это произведение коренным образом изменяет чувства, испытываемые ими в глубинах их сердца. Преданные Чайтаньи Махапрабху, читая её, погружаются в океан неописуемого блаженства. Ведь если Сам Принц Вриндавана, придя в этот мир, находит приют в чьём-то доме и принимает служение хозяина целых четыре месяца, то как же Ему не наградить всё семейство самой редкой, изысканнейшей формой любви? Благословенные члены такого семейства естественным образом, и в изобилии, обретут эту бесценную любовь, а от них и мы, при всей нашей незначительности, можем надеяться получить, на наше великое счастье, несколько её оставшихся капель.

Бхакти Сиддханта Сарасвати Тхакур
«Жажду увидеть Вриндаван, немыслимая красота которого над красотой несчетных тысяч богов любви верх одерживает, который голубоватым и золотым сиянием ярким озарён, который в океан сладких любовных игр погружён».

Прабодхананда Сарасвати Тхакур
Шри Вриндаван-Махимамрита, 1, 20
«Шри Вриндавана-махимамрита».

Прабодхананда Сарасвати Тхакур написал свою знаменитую книгу «Шри Вриндавана-махимамриту», которая позволяет проникнуть в сокровенную тайну славы вечной обители Шримати Радхарани и Кришны — прекрасное прославление Враджа, подробно описывающее ценность жизни там.

Нектар этой книги можно пить, не уставая, до последнего дня своего существования и наслаждаться, плавая в бездонном океане славы Вриндавана, развивая привязанность и любовь к этой высшей обители духовного мира.
«Я недостаточно силён, чтобы отправиться на далёкий берег великого океана славы Вриндавана. Кто сможет отправиться туда? Но, так как я люблю Вриндаван, я сейчас же погружусь в этот океан. Я молюсь о том, чтобы эта попытка стала успешной и принесла благоприятный результат. День и ночь я прославляю Вриндаван, наполненный чудом игр Шримати Радхарани и Кришны, чудом величайшей сладости, истинным нектаром Кришны, сладчайшей, самой великолепной благоприятностью и потоком добродетели недоступной Ананта-шеше, Шиве и многим другим. Думайте о Вриндаване с любовью. Катайтесь в его пыли. Горячо любите его. Доставляйте удовольствие его движущимся и неподвижным обитателям. Поклоняйтесь месту рождения Шримати Радхарани. Всем своим сердцем примите прибежище Вриндавана, самого лучшего из всех святых мест».

Прабодхананда Сарасвати Тхакур
Вриндавана-махимамрита, 1.2, 4-5
«Шри Радха-раса-судха-нидхи».

Шрила Прабодхананда Сарасвати Тхакур написал книгу под названием «Шри Радха-раса-судха-нидхи». В предисловии он восславил Чайтанью Махапрабху и Его ближайших спутников:

«
Чайтанья Махапрабху опьянён Радха-раса-судхой, и благодаря этому всё Его тело стало подобно цветку кадамба. Каждый волосок на Его теле стоит дыбом, и тело Его выглядит так, словно это цветок кадамбы. Его руки воздеты к небу, указывая в направлении Вриндавана. Ступая по земле, Он непрестанно поёт: «Хари! Хари! Хари! Хари! Харибол! Хари! Хари! Харибол!».

Когда Он танцует, то слёзы непрерывным потоком текут на землю, которая становится влажной.

Его окружают спутники — Нитьянанда Прабху, Адвайта Ачарья, Гададхара Пандит, Шривас Тхакура, Харидас Тхакур — их множество, и они тоже идут с Ним.

Мы кланяемся лотосным стопам этого Гауранги.
»

Затем Прабодхананда Сарасвати Тхакура начинает излагать «Радха-раса-судха-нидхи».
«До какого уровня мы предаемся служению Чайтанье Махапрабху — того же уровня мы обретаем и качества, необходимые для служения лотосным стопам Шримати Радхарани во Врадже».

Прабодхананда Сарасвати Тхакур
Чайтанья Чандрамрита, 88
Звуки молчаливой флейты Кришны.

Однажды бог любви Кандарпа пришёл во Вриндаван и увидел Кришну, танцующего с гопи. Он подумал: «Весьма подходящий момент. Сейчас я выпущу в Него свою стрелу и посмотрю, что будет». Он спрятался за баньяновым деревом и стал наблюдать за танцем Кришны.
Он пытался улучить момент, чтобы выпустить в Кришну стрелу, но у него ничего не получалось, Кришна постоянно двигался.

Кандарпа долго следил за танцем Кришны, не в силах оторвать взгляд, и в конце концов упал в обморок. Кришна Сам выпустил стрелу, которая пронзила его сердце. Пот, который при этом выступил на лбу у Кандарпы, замёрз и превратился в капельки льда. Так проявился его восторг любви.

Кришну, который пленяет бога любви Кандарпу, называют Мадана-Мохан. Но Шримати Радхарани, Мадана-Мохана-Мохини, пленяет Самого Кришну.

Бог любви ничего не смог сделать с Кришной, но когда мимо Кришны проходит Шримати Радхарани, у Него начинает кружиться голова, а из рук выпадает флейта…

Прабодхананда Сарасвати Тхакур, описывая эту историю, говорит, что когда Шримати Радхарани прошла мимо Кришны, Он потерял сознание и флейта выпала из Его рук. Очнувшись, Кришна стал играть на флейте, но не сразу заметил, что флейты в Его руках нет.

Прабодхананда Сарасвати Тхакур говорит: «Пусть звук молчаливой флейты, лежащей в пыли Вриндавана, всегда звучит в моём сердце».

Бхакти Вигьяна Госвами
Самадхи Прабодхананды Сарасвати Тхакура находится во Вриндаване, в нескольких метрах от Калия-гхата, прямо за большим деревом кадамба, которое там растёт.
«Кто жаждет сладости чистейшей любви Вриндавана, но по судьбе вынужден жить в другом месте, он, сокрушаясь, вспоминает Вриндаван с его великолепием рощ, в которых Шримати Радхарани и Кришна наслаждаются, играя. Он, размышляя о вступлении во Вриндаван, думает: «Так я служу Божественной Паре».

Прабодхананда Сарасвати Тхакур
Шри Вриндаван-махимамрита, 1, 75